Рассмотрим ситуацию, когда при неизменных позициях в поисковиках в Интернет-магазине резко упало количество продаж через корзину и звонков. Если с сайтом в последнее время ничего не происходило, а продажи уменьшились, то причиной тому может быть множество факторов.
Первое правило поиска неполадок – искать среди очевидных вещей. Итак, что нужно сделать:
Проверить выдачу на предмет негатива
Посмотрите, что выдают поисковики по запросу «ваш бренд» и «ваш бренд отзывы». Наверняка, на первом месте будет ваш сайт, а вот далее могли появиться негативные отклики от недовольных клиентов или конкурентов, размещенные на каких-либо форумах или порталах. Если произошло что-то подобное, то о трафике по названию вашего бренда можно забыть:
В этом случае следует постараться убрать негатив из выдачи. Можно обратиться непосредственно к владельцу ресурса, который публикует порочащие вас материалы с просьбой убрать их, или создать на сторонних ресурсах страницы с положительными отзывами и продвинуть в их топ.
Проверьте сайт на вирусы
В моей практике был случай, когда сайт был взломан, и в шаблоны был добавлен вредоносный код, который перенаправлял посетителя из результатов поиска Google и Яндекса не на мой сайт, а на сайт злоумышленника. Обнаружить такой код можно лишь после того, как самостоятельно вручную проверить, работает ли переход на ваш сайт из поисковика. Проверить лучше по нескольким запросам, и в Google, и в Яндексе.
Кстати, в моем случае Google отреагировал на взлом только через две недели, понизив позиции, а Яндекс вообще подобным мелочам не уделил внимания. После удаления проблемы позиции вернулись практически сразу же, а с ними и трафик.
Проверить работоспособность сайта
Даже если на сайте ничего не менялось, иногда что-то ломается. Например, хостер обновлял версию php, переносил сайты на другой сервер, или вышла новая версия браузера, в которой ваш сайт некорректно отображается (бывает и такое), или скрипты перестали справляться с большими объемами информации и обрываться по тайм-ауту.. Если у вас на сайте есть сторонние сервисы (оплата заказа он-лайн, чат с покупателем, расчет доставки по карте и т.д.), их тоже нужно проверить – у них мог закончиться срок действия или выйти обновления. Попробуйте протестировать сайт сами, пройдя весь путь покупателя – от выбора товара до окончательного оформления заказа, и убедитесь, что все корректно работает, а заказы приходят вам на почту и фиксируются в админке сайта.
Проверить качество трафика
Проведите глубокий анализ источников трафика. Суммарная посещаемость ресурса могла не измениться, и на первый взгляд обнаружить проблему падения продаж тогда тяжело. Однако, могло измениться процентное соотношение источников посетителей. Такое часто бывает при смене оптимизатора, когда на сайт начинает приходить аудитория по другим ключевым словам, менее конверсионным. Чтобы отследить такие изменения, воспользуйтесь функцией сравнения с прошлым в Google Analytics.
В этом примере по первому ключевому слову за текущий период было на 30 посещений меньше, чем в предыдущий период, а по второму – на 30 больше. Общий трафик не изменился, но если первый запрос дает больше покупателей, то это сразу же скажется на продажах.
Проверить страницы входа
Возможна такая ситуация: закончилась партия товара и он был удален из магазина. Однако, в поиске страницы еще есть, трафик идет и посетители попадают на страницу ошибки. Самый простой способ это отследить – посмотреть статистику посещений 404-й страницы в Google Analytics, выбрав вкладку «входы». Если вы увидите похожий резкий скачок, копайте глубже:
Если в вашем магазине ассортимент часто меняется, то старые товары лучше не удалять, а помещать в архив и предлагать покупателю похожие.
Уточнить сезонность
Если ваш сайт существует меньше года и у вас нет опыта продаж в Интернете в это время года, то сезонность ваших продуктов может оказаться сюрпризом. Зависимость продаж от месяца, например, для шапочек деда Мороза очевидна. А иные запросы могут колебаться без всякой причины (разумеется, понимание процесса есть, наверняка, у владельца бизнеса, но не у оптимизатора). Например – детские игрушки. Очень логичны всплески интереса к игрушкам под Новый год, в остальное же время, когда подарки нужны на дни рождения, количество запросов должно быть стабильным. Но – оно падает каждое лето:
Сезонность запроса можно уточнить в сервисах wordstat.yandex.ru и http://www.google.com/insights/search, не забудьте указать нужный регион.
В случае, если товары в вашем Интернет-магазине сезонны, нужно или ждать, или искать дополнительные источники посетителей.
Проанализировать активность конкурентов
Вполне вероятно, что дело совсем не в вашем сайте. Ваши конкуренты ведь не дремлют.. Проверьте их сайты на предмет скидок, интересных акций, нововведений в дизайне и функционале, ассортименте или сервисе. Если у конкурентов действительно стало лучше, то ничего не остается, кроме как тянуться за ними, догнать и перегнать.
Может иметь место и черный пиар. Если вы работаете в очень узкой нише, где конкурентов мало и целевой трафик распределяется всего по двум-трем сайтам, достаточно на одном написать, что у второго нет сертификатов на продукцию, как в это сразу кто-то поверит.
Тайный покупатель
Проверьте работу вашего call-центра и он-лайн консультанта с помощью анонимных звонков и обращений. Человеческий фактор – один из самых важных, даже если это Интернет-магазин, а не оффлайн. Кто-то проспал, кто-то прогулял, или грубо ответил, или поздно ответил, кто-то делает это постоянно и копит обиду, потому что вы ему не доплатили в предыдущем месяце.. Попросите своих знакомых позвонить в ваш магазин под видом надокучливого покупателя, которому нужна какая-то мелочь с доставкой на Северный полюс. Будут ли ваши консультанты вежливы?
Если причина падения продаж не находится
Если все вышеперечисленные методы не дали результатов, сделайте еще эти действия:
- установите Вебвизор и просмотрите действия покупателей на сайте. На посещения с высоким уровнем отказов смотреть бессмысленно. Изучите действия посетителей, которые «должны» были купить товар. Вебвизор позволяет очень гибко фильтровать посещения по источнику трафика, страницам входа и выхода, времени на сайте, региону и т.д. Возможно, так будут обнаружены слабые места сайта.
- попросите проверить ваш сайт сторонних людей, ранее его не видевших.
- посмотрите на ситуацию шире, выйдя за рамки Интернета. Скачки курса валют, офлайновые конкуренты, праздники, нововведения в законодательстве – все нужно проанализировать. Существует масса факторов, которые вы не можете контролировать.
- Если вы все же не находите причину падения продаж, спросите у покупателей! Например, с помощью опроса на сайте или по телефону.
Удачи в бизнесе!
Как много факторов, почитал с удовольствием, спасибо!
Факторов и впрям много. Прочитал и остался доволен спасибо за полезную информацию. Вам удачи у развитие блога.
Не надо падать духом, продажи бывают наплывами
главное не падать в отчаяние!
Вообще еще один способ вы упустили. Проверьте ссылки на ваш сайт. Иногда конкуренты способны понизить вас ссылаясь на несуществующие или удаленные страницы сайта.
А еще имхо нужно проверить свой сайт на клоны... У меня была ситуация когда с 2к уников в сутки трафф упал до 100. Стал выяснять - оказалось аж целых 3 клона моего сайта...соответственно контент не уникальный и пессимизация в ПС.
Да продажи будут всегда. Главное не отчаиваться! : )
Отличная статья помогла выявить ошибки, спасибо
Алла, добрый день! Волею яндекса (мой интернет-магазин, занимающий еще полгода назад лидирующие позиции по самым разным запросам в поисковиках, потерял 45 процентов посетителей, приходящих к нам из яндекса) я прочитала все статьи Вашего блога (не буду хвалить, т.к. вряд ли обратилась бы к чужому человеку, если бы не увидела бы в них профи). И хочу задать Вам вопрос: можно ли понять кто виноват (кроме пресловутого яндекса вместе с его фильтрами) в том, что сайт потерял весь трафик с этого поисковика? был ли забыт файл роботс, кто-то из техадминов влез и отключил что-то? Ситуации сложилась таким образом, что у меня есть серьезные основания полагать, что это произошло не случайно, а 1. или по обычному недосмотру техадмина (забыл подключить когда переезжали на сервер и в зону ua) или 2. сознательно, чтобы чуть позже выгодно продать сео-услуги
Ответ меня интересует очень простой: если тот кто занимается сайтом уже несколько лет кудато там посмотрит, он точно может сам себе дать ответ: почему так вышло? По большому счету мой вопрос заключается в понимании честности компании, которая работает с моими проектами. за ответ буду признательна, т.к. за неделю я на 10 лет постарела...
С уважением, Светлана
Светлана, в вашем вопросе находится несколько противоречий. Но попробую ответить на ключевые моменты.
1. Если есть запрет на индексацию в файле роботс, вы скорее всего потеряли бы весь трафик, а не 45% из Яндекса.
2. Практически любая проблема, которая возникла из-за недосмотра, решается быстро и трафик восстанавливается быстро. К сожалению, вы не написали, когда упал трафик, сколько это продолжается и было ли что-то сделано.
3. В 95% случаев, если сайт так сильно теряет трафик, заказчик меняет оптимизатора, а не платит ему больше. Ваш вариант номер 2 мне кажется крайне мало вероятным.
Скорее всего, сайт просто попал под фильтр из-за переоптимизации или покупных ссылок. Определить причину не всегда просто, она может быть не очевидна. Но мысли на эту тему и план действий у ваших исполнителей должны быть.
спасибо, Алла, за ответ. с июня 2012 по декабрь 2012 с 45% до 20%, с января 2013 по июнь 2013 -с 20 до 5%. ничего не было сделано, т.к. этот пункт я выпустила из под своего контроля. и когда обнаружила, просто не знала куда бежать и как спасать ситуацию.
Главное - нужно что-то делать. Ваши оптимизаторы должны разработать план действий, получить ответ от Яндекса. Вот пример правильного подхода - http://optimizatorsha.ru/cases/lechenie-ot-filtra/