Если вы когда-то пытались открыть свой интернет-магазин, то наверняка были весьма удивлены огромным разбросом цен на рынке веб-разработки.
В 2008 году, когда у меня еще не было команд разработчиков - партнеров, с которыми я сотрудничаю и по сей день, передо мной стояла задача поиска веб-студии, которая разработает сайт для моего клиента. Я написала техническое задание и отправила его в несколько киевских студий. Получила вот такие результаты:
Цена в у.е. | |
Студия 1 | 5500 |
Студия 2 | 950 |
Студия 3 | 3500 |
Студия 4 | 1200 |
Студия 5 | 3200 |
Студия 6 | 880 |
Студия 7 | 2000 |
Студия 8 | 1600 |
Студия 9 | 5700 |
Студия 10 | 3700 |
Студия 11 | 7000 |
Студия 12 | 1100 |
Разброс цен – от 880 у.е. до 7000 у.е., то есть разница почти в 8 раз, даже учитывая то, что я выбирала только достойные студии с хорошим портфолио и имела очень подробное ТЗ, не оставляющее места для фантазии. Сроки были названы приблизительно одинаковые.
Причины такого разброса:
- разная стоимость часа работы специалистов в разных студиях
- у некоторых студий в сумму заложено несколько вариантов дизайна, помимо нескольких доработок одного принятого дизайна
- студии, которые работают с разными cms (система управления сайтом) – большая редкость. Большинство оценивает проект с точки зрения сложности его реализации на той платформе, с которой они обычно работают и к которой привыкли (своя собственная или другие, платные или бесплатные cms). К примеру, стоимость разработки на Битриксе традиционно выше, чем на многих других cms.
- различная маржа, которая в сфере разработки сайтов может достигать огромных цифр из-за слабой технической подкованности клиентов и незнания рынка. Попросту говоря, неразбирающимся в вопросе легко можно продать то, что на самом деле стоит в три раза меньше.
На данный момент ситуация несколько изменилась – появилось больше игроков рынка, возросла конкуренция, и ценовой разброс у студий, которые делают сайты приблизительно одинакового качества, стал меньше.
На данный момент (2014 г.) цена разработки интернет-магазина в Киеве в среднем колеблется от 2000 у.е. до 5000 у.е. Разумеется, можно найти студии которые берут дороже или наоборот, обещают дешевле. В этом случае важно понимать, что на выходе вы действительно получите качественный продукт.
Под качественным интернет-магазином я понимаю такой сайт, у которого:
- валидная адаптивная верстка, которая корректно отображается во всех современных браузерах и мобильных девайсах
- минимальная скорость загрузки страниц
- открытый код (чтобы всегда была возможность уйти к другому разработчику)
- есть возможность для масштабирования – внедрения нового функционала в будущем
- отсутствуют или закрыты от индексации дубли, есть полностью управляемые ЧПУ, схема создания мета-тегов для страниц товара, продумана и внедрена вся остальная внутренняя оптимизация
- продуманы нюансы, повышающие конверсию
- простой интерфейс администратора, есть возможность экспорта/импорта товаров в csv-файл
- есть sitemap генератор, xml генератор для прайс-агрегаторов, внедрен код микроразметки и код электронной торговли google analytics
- помимо стандартного для всех магазинов, внедрен функционал, связанный со спецификой тематики. Например, модификации товара (разные размеры одной и той же одежды – товар один, а цен несколько); калькулятор стоимости для радиаторов отопления и т.д.
Перед заказом сайта всегда нужно понимать, что конкретно вы получите на выходе. Какие конкретно функции предусмотрены, а какие - нет. Для этого существует ТЗ (техническое задание), которое четко оговаривает функционал сайта. Разработка сайта дешево и без ТЗ – это гарантия того, что в скором времени вы будете переделывать сайт, потому что столкнетесь со следующими проблемами: невозможно оптимизировать сайт и соответственно, выйти в топ; невозможно внедрить новые функции.
Читайте также: Пост о том, зачем нужно ТЗ на сайт.
Увы, качественное дешевым не бывает.
Сколько стоит интернет-магазин?
А далее – неожиданный неприятный сюрприз, который ждет неподготовленных бизнесменов в интернете. После разработки сайта крупные траты только начинаются – теперь они носят не разовый, а ежемесячный характер.
После создания интернет-магазина его нужно наполнить товарами и полезным контентом. После первоначального наполнения сайт можно запускать, но на этом расходы на наполнение не заканчиваются. Регулярное наполнение товарами и текстами - обязательно для молодого сайта, стремящегося получать бесплатный трафик из поисковиков.
Приведу пример бюджета одного из последних запущенных мною сайтов (начало 2014 г.). В готовом сайте размещено 2000 товаров. Размещение качественное – у каждого товара свое уникальное описание, много фотографий и характеристик, все согласно моего виденья, как правильно наполнять магазин. В данном случае размещение одного товара стоило 1 доллар. Акцентирую внимание на том, что данные цифры можно использовать только ориентировочно, так как создание сайта всегда строго индивидуально.
Работа | Стоимость, у.е. |
Разработка ТЗ и прототипа | 500 |
Дизайн | 600 |
Верстка | 400 |
Программирование | 2000 |
Тексты для разделов и вспомогательных страниц | 300 |
Наполнение товарами, 2000 штук | 2000 |
Домен и хостинг | 100 |
Итого | 5900 |
Ежемесячные расходы
Из чего складывается ежемесячная поддержка? Сюда включается:
- Наполнение сайта товаром
- Написание и размещение статей, новостей
- SEO
- Другие виды рекламы (контекстная реклама, медийная, прайс-агрегаторы и т.д.)
- Поддержка групп в соц.сетях, корпоративного блога (читайте: зачем нужен корпоративный блог)
По этим пунктам давать примеров с цифрами не буду – слишком большая разница будет у разных магазинов. Однако, суммарно эти пункты в моей практике никогда не меньше, чем 1000 у.е.
Как-то дорого получается
Я придерживаюсь принципа, что на рекламе экономить нельзя. Реклама не бывает дорогой, она бывает эффективной или неэффективной. А сайт – это рекламный инструмент. В него нельзя вложить чучуть – в результате отдачи не получите. Нужно вложить столько, сколько будет эффективно.
Самолет никогда не взлетит, если будет по-немногу катится по разгоночной полосе - ему нужен мощный старт. Если сделать сайт дешево и вкладывать 200 у.е. в виде оплаты за продвижение, то вы так и будете катиться без шансов взлететь. Мало того, вкладывание денег в сайт за 500 у.е. и в продвижение за 200 – это выброшенные на ветер 700.
Где можно съэкономить, если очень хочется? | Нельзя экономить на: |
- SEO, особенно в первые месяцы после запуска сайта - соц.сети (для многих тематик) |
- тех.задании на магазин - дизайне - качественном наполнении товарами |
Самое неправильное, что можно сделать перед запуском сайта – это не разработать бизнес-план и не посчитать реальную эффективность. Вполне вероятно, что сайт вам не нужен. Или что в вашей тематике поисковое продвижение окажется неоправданно дорогим, а значит сайт можно делать совсем по-другому. Или вы разработали такое УТП и бизнес-модель, при которых сайт – вещь второстепенная. Или вы планируете всех покупателей добывать в соц.сетях.. Вариантов много, главное – не выбрасывать деньги без понимания, сколько они принесут вам в будущем.
Удачи в бизнесе!
Класс. Люблю твои статьи!
А что ты скажешь тем, кто заказывает сайты на шаблонах и бесплатных CMS? К примеру, встречал ребят, за пару сотен баксов сделают на какой-то джумлке с модулем виртумарт и шаблоном, вставят лого и прочее) Такие проекты вообще реально продвигать потом?
Посмотрите выдачу своей тематике и увидите, что на первых позициях там представлено масса бесплатных CMS. В них есть все возможности для грамотного поискового продвижения. А вот "самописные" CMS для стандартных проектов - это извращение: развод как на создание, так и на последующую поддержку и не дают никаких гарантий, что все функции, необходимые Вам там будут присутствовать
Для того ТЗ и пишется - чтобы была гарантия, что есть все нужные функции. Которых, кстати, в бесплатных (или платных, неважно) CMS нет. Пока не встречала ни одну cms, которую не нужно доделывать под нужды продвижения. Что извращение - так это создание стандартных проектов. Если магазин ничем не отличается от сотен других, то зачем он вообще нужен?
Я не говорю, что самописная CMS - это плохо: у всего свое предназначение. Но мой опыт говорит, что программисты по своему трактуют "необходимый по умолчанию" функционал CMS.
"Доделывать" - понятие растяжимое. Все зависит от бюджета на поддержку: если есть возможность держать штатного программиста - любая система подойдет.
Magenta, Joomla, WP... - полно платных и бесплатных готовых модулей, способных удовлетворить все пожелания по поисковому продвижению и маркетингу без вмешательства программиста. А писать в тех задании: "возможность редактирования мета-тегов, возможность задать атрибуты ссылок и рисунков, ....." - вот это реально извращение, тк любая "стандартная" система позволяет все это по умолчанию.
"Что извращение - так это создание стандартных проектов". Стандартный проект подразумевает отсутствие сложных систем интеграции с внутренними бизнес системами многопрофильной компании. Масса готовых модулей и систем интеграции, которые исключают человеческий фактор и недобросовестных программистов, и позволяют сэкономить массу нервов и средств.
А даже супер-пупер продуманное тех задание не исключает дальнейших доработок.
И в чем должен отличаться программно от всех остальных проект, если человек решил продавать мобильные телефоны?
Мне кажется, что самописам, так же как и чистому хтмл, гугл отдает больше предпочтения, все такие более менее уникальный код же. Чем например шаблон на вп, которого в интернете более 100 сайтов на нем. Но отчасти с вами согласен, все зависит от задач компании, которой нужен сайт.
О, да. Киевские маркетологи / разработчики и прочее интернет-специалисты "таксу" выставляют ого-го! А по факту, мне потом приходиться предпринимателей из глубокого психологического кризиса доставать. Ведь оценивают (киевские специалисты - прим.) свои услуги сверх-нормы, правда результаты не очень то и радуют... Вот такие, делают в Киеве интернет-магазины
Будьте бдительны!