Представьте себе ситуацию. Вы приходите в ресторан N с целью пообедать, садитесь за столик. Спрашиваете у официанта, какие есть первые блюда в меню. В ответ слышите:
- В данном ресторане в разделе «первые блюда» вы можете заказать суп, борщ и солянку. Первые блюда очень полезны для здоровья, вкусны и питательны. Чтобы заказать первое блюдо, воспользуйтесь нашим удобным меню. Вы хотите купить первое блюдо в ресторане? Нет проблем, ресторан N предлагает суп, борщ и солянку здесь или на вынос. Также в ресторане N можно заказать фуршет, - заканчивает официант.
Если в случае с рестораном такая речь вызывает сомнения в наличии здравого разума у официанта, то почему-то на своих сайтах мы позволяем ей существовать.
Именно такие бессмысленные наборы букв мы часто встречаем в категориях интернет-магазинов. Похоже, владельцы сайта удовлетворены тем, что это якобы полезный уникальный «seo-текст», а заодно его дешевизной. Такую белиберду очень легко заказать по цене 0.5-1.5 у.е./1000 символов. Мало того, повышение цены не обязательно приводит к другому результату. Увы, рынок копирайтинга сильно перенасыщен за счет тысяч неграмотных исполнителей, ищущих легких денег. В условиях такой массовой конкуренции даже хорошим исполнителям приходится снижать расценки на копирайт, и цена не может являться критерием выбора исполнителя.
Я часто заказываю тексты – и найти хорошего исполнителя, разбирающегося в нужной теме очень непросто.
Но даже хороший исполнитель может испортить текст, опираясь на распространенные мифы о том, какими должны быть тексты в интернет-магазине.
Разберемся подробнее в том, что говорит официант, и что должен «говорить» сайт своему посетителю на странице категории. Разница не так уж велика, смотрите данные в таблице.
Различия | В ресторане | На сайте |
обращение | Официант обращается не к потенциальной толпе посетителей, а именно к Вам | В тексте на сайте должно быть тоже самое. Обращайтесь к конкретному читателю на «Вы» и пишите живым языком. Проверить написанное очень просто – текст должен быть точно таким же, как если бы говорили с клиентом вживую. |
Содержание разговора | Официант отвечает на уточняющие вопросы посетителя и предлагает что-то в зависимости от пожеланий клиента. Ничего лишнего! | В вашем тексте должно быть то же – помогайте посетителю с выбором, описывайте ваш ассортимент и преимущества групп товаров. Упоминайте важные характеристики, о которых посетитель может не знать. |
Визуальная информация | Меню в ресторанах бывают разные. Если это меню с заковыристыми названиями, незнакомыми ингредиентами и без картинок, то у посетителя будет масса вопросов к официанту. | Если ваш посетитель не профи в холодильниках, то ваш сайт для него так же непонятен, как и меню в ресторане. Названия вроде есть, картинки, а вот суть.. Чем модель А лучше модели Б? Самому разобраться непросто. Постарайтесь дать ответы на все возможные вопросы. |
Запреты копирайтеру
За все то время, в течении которого я заказываю тексты, мое шаблонное тех.задание на текст превратилось из списка требований в список исключений – чего быть не должно.
Чего нельзя:
- писать о магазине в третьем лице. Текст размещен на страницах магазина, и посетитель его прочитает не где-нибудь, а находясь уже на вашем сайте. Замените фразы «Магазин N предлагает» на «Наш магазин предлагает», или «мы предлагаем».
- писать о том, что посетитель видит и без вашего текста. Если текст размещен внизу под товарами в категории с холодильниками, то покупатель уже проскролил вниз страницу, увидел холодильники, увидел кнопки «в корзину» и писать о том, что тут «можно купить холодильник» абсурдно.
- писать об удобстве сайта, возможностях фильтров и т.д. Наверняка, у вас очень удобный сайт. Но посетитель все равно составит свое собственное мнение, и скорее всего сделает это до того, как прочитает этот текст.
- писать о важности вашего товара и упоминать прописные истины. Если это текст про кухонные столы, не нужно в нем говорить о том, что за кухонным столом мы едим каждый день. Такое предложение станет последним из прочитанных. Согласитесь, человек не мог попасть на эту страницу совершенно случайно. Он или увидел ссылку в поисковике, когда искал стол, или перешел по ссылке в навигации вашего меню, или еще как-то – но в большинстве случаев он ожидал увидеть столы и он уже заинтересован в столе. Ему не нужно объяснять как хорош и полезен стол.
Я предвижу возражения – все говорят, что эти тексты никто не читает. Действительно, часть посетителей их не читает. А вторая часть перестает читать после первого предложения «Магазин N предлагает купить холодильники». Напишите интересный, полезный текст, и его будут читать!
SEO-тексты
Забудьте о подсчете вхождений ключевиков и выдаче заданий копирайтеру с их учетом. Если текст размещается в категории холодильников, то ваш копирайтер никак не сможет не упомянуть слово «холодильник». Обязательно упомянет, и не один раз. Этого вполне достаточно. Важно, чтобы текст легко читался.
Пример моего ТЗ
Текст заказывался для интернет-магазина домашнего текстиля, в категорию «Одеяла».
Общие требования к тексту
1. Текст должен быть удобным для чтения. Для этого ни один абзац не должен содержать более 5-6 строк.
2. Текст должен содержать 2-3 подзаголовка
3. Текст должен содержать как минимум один нумерованный или ненумерованный список
4. Жирным шрифтом можно выделить основные важные моменты и акценты (а не ключевые слова).
5. Размер текста 1500 знаков с пробелами.
Текст должен быть полезным и интересным для читателя - содержать информацию, которая действительно поможет в выборе одеяла. Текст должен давать ответы на вопросы: какие виды одеял бывают и в чем разница? на какие нюансы нужно обратить внимание? от чего зависит стоимость товаров? Можно включить примеры брендов.
Текст не должен содержать “воду”, только конкретику. Нельзя писать очевидные вещи о том, что представлено в данной категории и почему это так важно. Посетителя не нужно убеждать, что под одеялом тепло, ему нужно помочь с выбором.
Креативный пример по теме
Вот пример текста на главную страницу сайта. Я не призываю писать именно такие тексты – для большинства магазинов это неприемлемо. Но вот в моем случае, например, этот текст добавил +10 к доверию этому магазину. Наверное, просто потому, что в отличии от многих, владельцам этого сайта не все равно, что тут будет написано. Ссылку пока не поставлю, магазин в разработке. Написано классно – смешно и при том текст дает ответы на вопросы о том, чем занимается компания, какой у нее подход к клиентам.
Наслаждайтесь
кликните, чтобы увеличить
UPD. Похоже, мебельщики вообще отличаются чувстом юмора. Случайно нашла еще один сайт, на котором интересны все тексты - описания товаров, категорий, вспомогательные страницы. Я читала все подряд. Опомнилась через 20 минут - я совсем ведь не собиралась покупать мебель!
Теперь осталось дело за малым... Найти грамотного копирайтера)))
Текст на Главную страницу сайта не понравился! Лубочное исполнение... Шапито, одним словом Заказывайте лучше у меня.
Пожалуйста, покажите текст лучше)) В вашем портфолио, к сожалению, я увидела тексты как раз с теми ошибками, которые описаны в статье.
Такой "балаган", как приведенный образец текста, не достоин солидного учреждения. Человек собирается потратить свои деньги и ищет, кому доверить свой выбор. Если вся команда юморная, создается впечатление несерьезного отношения к делу и к клиентам. Текст, действительно, должен быть написан "по-делу", убеждающий, что по ту сторону находятся серьезные профессионалы, разбирающиеся в данной области. Юмор, в данном случае, скрывает некомпетентность персонала.