Маркетинг для интернет-магазинов
SEO юзабилити продажи лояльность

Чего нельзя писать копирайтеру. Составляем правильное ТЗ на тексты для сайта

Представьте себе ситуацию. Вы приходите в ресторан N с целью пообедать, садитесь за столик. Спрашиваете у официанта, какие есть первые блюда в меню. В ответ слышите:

- В данном ресторане в разделе «первые блюда» вы можете заказать суп, борщ и солянку. Первые блюда очень полезны для здоровья, вкусны и питательны. Чтобы заказать первое блюдо, воспользуйтесь нашим удобным меню. Вы хотите купить первое блюдо в ресторане? Нет проблем, ресторан N предлагает суп, борщ и солянку здесь или на вынос. Также в ресторане N можно заказать фуршет, - заканчивает официант.

официанты

Если в случае с рестораном такая речь вызывает сомнения в наличии здравого разума у официанта, то почему-то на своих сайтах мы позволяем ей существовать.

Именно такие бессмысленные наборы букв мы часто встречаем в категориях интернет-магазинов. Похоже, владельцы сайта удовлетворены тем, что это якобы полезный уникальный «seo-текст», а заодно его дешевизной. Такую белиберду очень легко заказать по цене 0.5-1.5 у.е./1000 символов. Мало того, повышение цены не обязательно приводит к другому результату. Увы, рынок копирайтинга сильно перенасыщен за счет тысяч неграмотных исполнителей, ищущих легких денег. В условиях такой массовой конкуренции даже хорошим исполнителям приходится снижать расценки на копирайт, и цена не может являться критерием выбора исполнителя.

Я часто заказываю тексты – и найти хорошего исполнителя, разбирающегося в нужной теме очень непросто.

Но даже хороший исполнитель может испортить текст, опираясь на распространенные мифы о том, какими должны быть тексты в интернет-магазине.

Разберемся подробнее в том, что говорит официант, и что должен «говорить» сайт своему посетителю на странице категории. Разница не так уж велика, смотрите данные в таблице.

Различия В ресторане На сайте
обращение Официант обращается не к потенциальной толпе посетителей, а именно к Вам В тексте на сайте должно быть тоже самое. Обращайтесь к конкретному читателю на «Вы» и пишите живым языком. Проверить написанное очень просто – текст должен быть точно таким же, как если бы говорили с клиентом вживую.
Содержание разговора Официант отвечает на уточняющие вопросы посетителя и предлагает что-то в зависимости от пожеланий клиента. Ничего лишнего! В вашем тексте должно быть то же – помогайте посетителю с выбором, описывайте ваш ассортимент и преимущества групп товаров. Упоминайте важные характеристики, о которых посетитель может не знать.
Визуальная информация Меню в ресторанах бывают разные. Если это меню с заковыристыми названиями, незнакомыми ингредиентами и без картинок, то у посетителя будет масса вопросов к официанту. Если ваш посетитель не профи в холодильниках, то ваш сайт для него так же непонятен, как и меню в ресторане. Названия вроде есть, картинки, а вот суть.. Чем модель А лучше модели Б? Самому разобраться непросто. Постарайтесь дать ответы на все возможные вопросы.

Запреты копирайтеру

За все то время, в течении которого я заказываю тексты, мое шаблонное тех.задание на текст превратилось из списка требований в список исключений – чего быть не должно.

Чего нельзя:

- писать о магазине в третьем лице. Текст размещен на страницах магазина, и посетитель его прочитает не где-нибудь, а находясь уже на вашем сайте. Замените фразы «Магазин N предлагает» на «Наш магазин предлагает», или «мы предлагаем».

- писать о том, что посетитель видит и без вашего текста. Если текст размещен внизу под товарами в категории с холодильниками, то покупатель уже проскролил вниз страницу, увидел холодильники, увидел кнопки «в корзину» и писать о том, что тут «можно купить холодильник» абсурдно.

- писать об удобстве сайта, возможностях фильтров и т.д. Наверняка, у вас очень удобный сайт. Но посетитель все равно составит свое собственное мнение, и скорее всего сделает это до того, как прочитает этот текст.

- писать о важности вашего товара и упоминать прописные истины. Если это текст про кухонные столы, не нужно в нем говорить о том, что за кухонным столом мы едим каждый день. Такое предложение станет последним из прочитанных. Согласитесь, человек не мог попасть на эту страницу совершенно случайно. Он или увидел ссылку в поисковике, когда искал стол, или перешел по ссылке в навигации вашего меню, или еще как-то – но в большинстве случаев он ожидал увидеть столы и он уже заинтересован в столе. Ему не нужно объяснять как хорош и полезен стол.

Я предвижу возражения – все говорят, что эти тексты никто не читает. Действительно, часть посетителей их не читает. А вторая часть перестает читать после первого предложения «Магазин N предлагает купить холодильники». Напишите интересный, полезный текст, и его будут читать!

Один из самых важных моментов при заказе текста – исполнитель должен точно понимать, где будет размещен текст.

SEO-тексты

Забудьте о подсчете вхождений ключевиков и выдаче заданий копирайтеру с их учетом. Если текст размещается в категории холодильников, то ваш копирайтер никак не сможет не упомянуть слово «холодильник». Обязательно упомянет, и не один раз. Этого вполне достаточно. Важно, чтобы текст легко читался.

Пример моего ТЗ

Текст заказывался для интернет-магазина домашнего текстиля, в категорию «Одеяла».

Общие требования к тексту
1. Текст должен быть удобным для чтения. Для этого ни один абзац не должен содержать более 5-6 строк.
2. Текст должен содержать 2-3 подзаголовка
3. Текст должен содержать как минимум один нумерованный или ненумерованный список
4. Жирным шрифтом можно выделить основные важные моменты и акценты (а не ключевые слова).
5. Размер текста 1500 знаков с пробелами.

Текст должен быть полезным и интересным для читателя - содержать информацию, которая действительно поможет в выборе одеяла. Текст должен давать ответы на вопросы: какие виды одеял бывают и в чем разница? на какие нюансы нужно обратить внимание? от чего зависит стоимость товаров? Можно включить примеры брендов.

Текст не должен содержать “воду”, только конкретику. Нельзя писать очевидные вещи о том, что представлено в данной категории и почему это так важно. Посетителя не нужно убеждать, что под одеялом тепло, ему нужно помочь с выбором.

 

Креативный пример по теме

Вот пример текста на главную страницу сайта. Я не призываю писать именно такие тексты – для большинства магазинов это неприемлемо. Но вот в моем случае, например, этот текст добавил +10 к доверию этому магазину. Наверное, просто потому, что в отличии от многих, владельцам этого сайта не все равно, что тут будет написано. Ссылку пока не поставлю, магазин в разработке. Написано классно – смешно и при том текст дает ответы на вопросы о том, чем занимается компания, какой у нее подход к клиентам.

Наслаждайтесь ;)

кликните, чтобы увеличить

увеличить

UPD. Похоже, мебельщики вообще отличаются чувстом юмора. Случайно нашла еще один сайт, на котором интересны все тексты - описания товаров, категорий, вспомогательные страницы. Я читала все подряд. Опомнилась через 20 минут - я совсем ведь не собиралась покупать мебель!


(4) Комментариев к: "Чего нельзя писать копирайтеру. Составляем правильное ТЗ на тексты для сайта"

  1. Светлана пишет:

    Теперь осталось дело за малым... Найти грамотного копирайтера)))

  2. Текст на Главную страницу сайта не понравился! Лубочное исполнение... Шапито, одним словом :) Заказывайте лучше у меня.

    • Талар пишет:

      Пожалуйста, покажите текст лучше)) В вашем портфолио, к сожалению, я увидела тексты как раз с теми ошибками, которые описаны в статье.

  3. КЭПП пишет:

    Такой "балаган", как приведенный образец текста, не достоин солидного учреждения. Человек собирается потратить свои деньги и ищет, кому доверить свой выбор. Если вся команда юморная, создается впечатление несерьезного отношения к делу и к клиентам. Текст, действительно, должен быть написан "по-делу", убеждающий, что по ту сторону находятся серьезные профессионалы, разбирающиеся в данной области. Юмор, в данном случае, скрывает некомпетентность персонала.

Написать комментарий: "Чего нельзя писать копирайтеру. Составляем правильное ТЗ на тексты для сайта"

Нажимая кнопку "отправить", вы соглашаетесь с правилами комментированияУважаемые читатели! Из-за возросшего числа спамных комментариев приходится ужесточать модерацию, потому введены новые правила комментирования. Спасибо за понимание.
1. Не пишите бесполезных комментариев типа "как круто", "спасибо за статью" и т.д. Комментарии "ни о чем", оставленные ради ссылки, будут удаляться.
2. Ссылка в поле "сайт" разрешена только на личный сайт/блог автора комментария.
3. В поле "имя"должно быть ваше имя или ник, а не название сайта или ключевое слово.
.