У каждого владельца сайта рано или поздно наступает момент, когда он принимает решение продвигать сайт. Как организовать работу более эффективно? Кому доверить сайт - компании, фрилансеру или нанять сотрудника в штат?
Перед принятием решения нужно помнить о следующем:
- Неумелые действия могут оказать противоположный эффект, и вместо ТОПа ваш сайт попадет под фильтр. К несчастью, таковых хватает и в Яндексе, и в Google. Особенно это важно для молодых сайтов.
- Не стоит договариваться с кем-либо о продвижении сайта, чтобы просто "попробовать". Часто передача проекта от одного оптимизатора другому сопровождается рядом трудностей, если иное не было оговорено еще до сотрудничества. Например, у меня один раз не получилось забрать проект и пришлось начинать работу практически с нуля.
- SEO - это уже давно не просто покупка ссылок, а комплексная работа над вашим сайтом. В процессе переговоров с будущим подрядчиком нужно сразу оговорить все работы, которые будут проводиться.
За время, которое я работаю в сфере интернет-маркетинга, мне удалось посмотреть на проблему со всех сторон - и искать подрядчика на продвижение сайта, и быть фрилансером, и специалистом в штате. В каждом случае есть свои положительные и отрицательные стороны.
Выбрать SEO компанию?
Плюсы
Позитивные моменты обращения к крупной SEO-компании очевидны - это профессионализм ее работников. В хорошей конторе ребята обучаются и постоянно находятся "на волне" всех изменений, которые так часто происходят в поисковиках. В SEO-компаниях специалисты работают с множеством разных проектов, делятся опытом друг с другом.
Минусы
Продвижение сайтов поставлено на поток, в котором теряется индивидуальный подход. Да и у оптимизаторов на это просто нет времени - ведь вы у него не единственный клиент, таких еще десятки.
Чем крупнее компания, тем легче ей расстаться с очередным клиентом. Не получилось продвинуть ваш сайт – найдем другого клиента. И уж тем более редко встречаются компании, которые действительно пекутся о вашей прибыли и составляют такой список слов на продвижение, который будет вам выгоден, думают о конверсии на вашем сайте, юзабилити и множестве других вещей. И уж никогда не найдется таких, которые скажут, что не возьмутся за ваш проект, даже если видят, что вряд ли подымут его в топ за выделенный бюджет/время. Деньги-то будут получены. А если сайт не в ТОПе, всегда найдется отмазка – клиент не внедрил рекомендации по внутренним изменениям, произошел апдейт алгоритмов у поисковиков, еще что-то..
Продвижение по трафику – тоже не оптимальное решение. Всегда можно нагнать дешевого ненужного трафика с нулевой конверсией и выполнить обязательства по договору.
Найти фрилансера?
Плюсы
Главный плюс фрилансера - это дешевизна услуг. Даже если вы обращаетесь к крутому известному специалисту, стоимость продвижения сайта у него вряд ли будет выше, чем в хорошей SEO-компании. К плюсам фрилансеров можно отнести и некоторую гибкость в оказании услуг по сравнению с компаниями. Например, с ним можно договориться о получении доступов к биржам, более прозрачном ценообразовании на услуги продвижения. Фрилансер уделяет вашему проекту больше времени (разумеется, если речь об ответственном специалисте). Мотивация фрилансера проста - помимо денег, он работает на собственное портфолио и репутацию, ведь существенная часть клиентов у фрилансера появляется с помощью сарафанного радио.
Минусы
Сеошники-фрилансеры в полной мере обладают всем набором отрицательных характеристик, присущих вообще всем фрилансерам. Это недоступность человека именно в тот момент, когда он вам нужен, редкая возможность встретиться вживую. Фрилансер может просто пропасть, заболеть, уехать и вам об этом не сообщить. Заключить какой-либо официальный договор с фрилансером крайне трудно.
Найти толкового фрилансера еще тяжелее, чем компанию. Рекомендации знакомых помогут вам найти ответственного человека, с которым комфортно работать, но толковый ли он специалист, друзья вам вряд ли расскажут, не будучи сами профи в SEO.
Взять SEO-специалиста в штат?
Плюсы
Самый важный плюс - это глубокое проникновение в ваш проект. Если сеошник работает в штате над двумя-тремя проектами, он знает в них каждую запятую. Кстати, не стоит думать, что если у вас небольшой сайт, специалисту будет нечего делать. Работы по SEO и интернет-маркетингу имеют свойство никогда не кончаться
Если вам повезет найти толкового работника и у вас есть на это бюджет, то специалист в штате даст вам наилучший результат в продвижении сайта. Опять же, работника в своем офисе всегда легче контролировать и мотивировать.
Минусы
Специалист в штате обойдется в ту же сумму, что и услуги SEO-компании, а то и дороже. Не забывайте, помимо зарплаты, премии, налогов и рабочего места, есть еще деньги, которые нужно тратить на ссылки и статьи. Размер этой суммы может стать сюрпризом. А зависит она от профессионализма самого сеошника и его мотивированности не раздувать бюджет.
Очень тяжело будет найти такого специалиста, если вы сам не профи. Нужно просматривать портфолио, получать рекомендации от предыдущих работодателей. Если у вас уже есть сайт, я рекомендую давать кандидатам на вакансию домашнее задание - написать сочинение на тему "как изменится сайт после моего прихода" с указанием приблизительных бюджетов на изменения и покупку ссылок.
Выводы
Свои рекомендации по выбору подрядчика на оказание SEO-услуг я внесла в таблицу:
У меня есть любой бюджет, был бы результат | У меня ограниченный бюджет | |
Малый бизнес, 1 небольшой сайт | фрилансер или SEO-компания | фрилансер |
Средний бизнес, 1-2 сайта с количеством товара (или страниц) до 1000 | фрилансер или SEO-компания | фрилансер |
Средний и крупный бизнес, 2-3 больших сайта | Специалист в штате | SEO-компания |
Крупный бизнес, более 3 сайтов | Специалист в штате или SEO-компания | Специалист в штате или SEO-компания |
Расскажите о вашем опыте в комментариях!
Как всегда, Алла: не в бровь, а в глаз. Я тоже проходил все эти этапы. Изнутри (за исключением работы в СЕО-компании - изначально исключил для себя данную ступень, как не приемлемую). Хочу несколько дополнить: в случае сотрудника или фриленса главную роль играет человеческий фактор: порядочность, честность и желание учиться. В SEM нет ничего постоянного и, чтобы быть на волне, надо постоянно учиться. Любой товарищ, окончивший ускоренные курсы называет себя SEO-специалистом. SEO компания: тут ещё грустней. 1 тип: написальщики сайтов, которые готовы взяться за продвижение "созданного творения". 2 тип: специализированные SEO-компании, которые ищут в штат специалистов с опытом "от 1 года" (данным типом объявлений пестрит интернет) В результате нач. отдела развития одной крупной компании (начинается на SEO-....) отправляет моему клиенту предложение с грамматическими ошибками и "Вы" - с маленькой буквы. Я сталкивался со всеми типами "продвиженцев". Дай им бог здоровья: пока они существуют, клиенты будут искать нормальных специалистов сами.
Прочитав, статью. Понял одно - лично для меня выгоден 2-й вариант в таблице, этот вариант и дешевле и удобнее(лично мне). Ведь даже если фрилансер пропадет, как описано в статье, его услуги стоили вам гораздо дешевле чем в SEO-компании.
Риски есть даже со штатным сотрудником: я на прошлой неделе консультировал компанию, которая использовала штатного сеошника, который за 2 месяца накупил более 1000 ссылок (100%) с Сапы на главную страницу по всем запросам. Показатель отказов - 60%. По контексту: 25% оплачиваемы запросов - не относится к деятельности компании. Когда начали разбираться - он просто исчез. Всё зависит от компетенции и порядочности специалиста - сайты не должны падать (по крайней мере резко) при смене подрядчика.
Конечно же лучше специалист в штате, но ему надо прилично заплатить чем фрилансеру.
Платили миллион рублей компании, наняли 4-х человек, расходы уменьшились, показатели улучшились
лично я выбрал сервис автоматического продвижения мегаиндекс и считаю это самым оптимальным решением ибо на данный момент уже не плохих результатов достиг
Я работал оператором в кол центре работал менеджером по продажам (сео) работал с разными компаниями даже с удаленными компаниями(удаленный договор с клиентом о продвижении его сайта)-это к стати самый туфтовый выбор его тоже стоит внести в таблицу))))и лично мой вывод это иметь дело с компанией у которой есть имя и которая находится рядом с тобой фриланс отстой!штатный сеошник тоже отстой т к он может быть хорошим сеошником но хреновым дизайнером или же редактором короче там много специальностей работает над проектом и мое мнение что на этом экономить вообще нельзя!!а то эти деньги просто улетят в трубу!Поэтому мой выбор это компания с хорошим портфолио!!!!